— Алексей Вдадимирович, расскажите, пожалуйста, чем занимается возглавляемая Вами прокуратура?
— Тимирязевская межрайонная прокуратура г. Москвы осуществляет надзор за соблюдением федерального законодательства на территории районов Дмитровский, Бескудниковсий, Западное и Восточное Дегунино г. Москвы, который включает в себя практически все сферы общественной деятельности, начиная от соблюдения законов коммерческими организациями и заканчивая правами человека в ходе уголовного преследования, работники прокуратуры поддерживают государственное обвинение в суде по уголовным делам, участвуют в судебном рассмотрении определенных категорий гражданских дел.
-В настоящее время участились случаи телефонного мошенничества, а также мошенничества с использованием сети «Интернет», расскажите, как не стать жертвой мошенников?
— В условиях развития цифровой экономики, электронных платежных систем персональных электронных устройств и Интернета стремительно возросло количество совершенных с их использованием преступлений. На сегодняшний день самыми распространенными видами мошенничества являются также сообщения о том, что «Вам полагается компенсация», «Произошел ошибочный перевод средств», «Ваша карта заблокирована», «Необходимо пополнить баланс неизвестного номера телефона», «Скачайте приложение для заработка в интернете». Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать следующие правила и обязательно довести их до сведения пожилых родственников и детей:
не сообщайте пин-код, срок действия и персональные данные владельца карты и не совершайте никаких действий с картой по просьбе третьих лиц;
если на Вашу карту ошибочно перевели денежные средства, незамедлительно обратитесь в службу банка.
-Какие способы защиты граждан существуют в настоящее время?
— Хотелось бы отметить, что с 1 марта 2025 г. граждане могут устанавливать самозапрет на выдачу потребительских кредитов и микрозаймов. Заявление можно направить двумя способами. Во-первых, через Госуслуги. Оно будет переадресовано в уполномоченные бюро кредитных историй, после чего уведомление о принятом решении придет в личный кабинет. Второй способ подачи заявления — личный визит в МФЦ. В этом случае информация о решении бюро кредитных историй будет не только предоставлена через МФЦ, но и отобразится в личном кабинете на Госуслугах.
Также, для предупреждения противоправных действий по дистанционному хищению денежных средств важно запомнить следующее. Сотрудники банка, правоохранительных органов и других государственных учреждений, по телефону или в электронном письме не запрашивают:
- персональные данные граждан (серия и номер паспорта, адрес регистрации, имя и фамилия владельца карты);
- реквизиты, срок действия, ПИН- и CVV-коды банковских карт;
- пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
- логин и пароль для входа в личный кабинет клиента банка.
Сотрудники банка, правоохранительных органов и других государственных учреждений не предлагают:
- установить программы удаленного доступа (или иные сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов);
- перейти по ссылке из СМС-сообщения;
- включить переадресацию на телефоне клиента;
- под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищённые» или «безопасные» счёта;
- зайти в онлайн-кабинет по ссылке из CMC-сообщения или электронного письма.
Чтобы не стать жертвой дистанционного мошенничества следует использовать только официальные каналы связи с банками, правоохранительными органами и другими государственными учреждениями.
Важно помнить, что непроверенные приложения, которые могут прислать злоумышленники в личных сообщениях, могут подменять оригинальные приложения, предоставлять доступ к приложениям и мобильному банку. При использовании сотовых телефонов (смартфонов) соблюдайте следующие правила:
- при установке мобильных приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают. Будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку CMC-сообщений и иных уведомлений, доступ к сети «Интернет»;
- отключите в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране;
- не переходите по ссылкам из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров, не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям их приславшим);
- не перечисляйте денежные средства знакомым, родственниками и близким лицам на их просьбы о переводе денежных средств из CМС-уведомлений, различных чатов и мессенджеров, в том числе голосовым сообщениям, не убедившись в их достоверности (перезванивайте людям их приславшим, уточняйте данные о личности);
При оплате товара и услуг в сети «Интернет» (особенно при привязке к регулярным платежам или аккаунтам) требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные. В случае утери или смены номера телефона, привязанного к банковской карте, необходимо:
- связаться с банком для отключения услуги CMC-уведомления;
- заблокировать сим-карту, обратившись к сотовому оператору.
Действующим законодательством предусмотрено право банков блокировать электронное средство платежа, если сведения о нем или клиенте, который его использует, окажутся в базе данных Банка России. База данных Банка России формируется на основании сведений, которые предоставляют в том числе банки и органы МВД России.
Уголовная ответственность за мошенничество предусмотрена ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В зависимости от квалифицирующих признаков наказание за хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием назначается в виде штрафа, обязательных, принудительных, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на срок от 2 месяцев до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.
Если Вы столкнулись с фактом совершения мошеннических действий или Вам стало известно о готовящемся хищении путем обмана или злоупотребления доверием – необходимо незамедлительно обратиться в полицию! Контакты отделов МВД России по г. Москве по районам:
Бескудниковский -г. Москва, Селигерская, д.8/2
Дежурная часть: 8-495-601-05-34, 8-495-601-05-35
Восточное Дегунино- г. Москва, ул. Дубнинская, д. 18
Дежурная часть: 8-495-601-05-36, 8-495-601-05-37
Дмитровский- г. Москва, ул. Яхромская, д. 11
Дежурная часть: 8-495-601-05-42, 8-495-601-05-43
Западное Дегунино г. Москва, ул. Путейская, д. 5
Дежурная часть: 8-495-601-05-44, 8-495-601-05-45
В случаях бездействия сотрудников полиции либо несогласия с их действиями и принятыми решениями, граждане имеют право обращения в межрайонную прокуратуру, сотрудники которой ежедневно по будням ведут личный прием граждан по адресу: г.Москва, ул. 800-летия Москвы, д. 4, корп. 1, обращение также можно направить на электронный адрес прокуратуры: tim@mailop.ru.